Расмагина Наталия
консультант ЗАО К-2

За последние месяцы Правительство Российской Федерации ввело в действие несколько важных нормативных актов, которые существенно повлияли на ведение бухгалтерского и налогового учета, так, например, был изменен порядок заполнения некоторых документов, изменена их форма и т.д.

В данном обзоре мы предлагаем кратко ознакомиться с последними изменениями в бухгалтерском и налоговом учете.

Новая форма НДФЛ-3 «Налог на доходы физических лиц»

Введена Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)».

Изменения:

  • лист З декларации по НДФЛ дополнен п. 7 (отражаются итоговые показатели по совокупности операций РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги) и п. 8, (итоговые показатели по совокупности операций займа ценных бумаг);
  • из разделов 1 – 5 формы исключили строку, в которой указывался налог, уплаченный на основании налогового уведомления в связи с сообщением налогового агента о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика. Теперь выделять эту сумму отдельно не требуется.
  • Изменения в следующих полях: код категории налогоплательщика, код страны, код вида документа.

Новую форму следует применять при оформлении декларации за 2011 год.

Новые формы декларации по налогу на имущество организаций и расчета по авансовому платежу

Введены: Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»

Изменения:

  • на титульных листах декларации и расчета по авансовому платежу появились новые строки, которые заполняются в случае реорганизации (ликвидации) организации:

- «форма реорганизации (ликвидации)» (коды указаны в Приложении N 2 к Порядку заполнения декларации);

- «ИНН/КПП реорганизованной организации».

  • Коды для обозначения налогового периода: 34 – календарный год, 50 – последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации.
  • в разделе 2 декларации, который для целей налогообложения заполняется сведениями об остаточной стоимости основных средств по состоянию на соответствующие даты (строки 020 – 140), введена новая строка 141. В ней отдельно отражается стоимость недвижимого имущества. В графе 3 указывается среднегодовая стоимость недвижимого имущества, в том числе льготируемого (графа 4).

Декларация по налогу на имущество организаций по новой форме подается за налоговой период 2011 г., а расчет по авансовым платежам по новой форме – за I квартал 2012 г.

Новая форма декларации по земельному налогу

Введена: Приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»

Измененная форма была принята в основном в связи с изменением порядка представления отчетности с 1 января 2011 г, т.к. в этом году налогоплательщикам не требовалось подавать авансовые расчеты по земельному налогу.

Изменения:

  • в разделе 1 декларации появились строки, предназначенные для указания сумм авансовых платежей (023, 025, 027);
  • В разделе 2 при внесении в соответствующую строку кода налоговой льготы, установленной на местном уровне, необходимо будет указывать статью нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, которым предоставлена льгота (п. 5.9, 5.19, 5.22, 5.26, 5.28 Порядка).
  • В верхней части титульного листа указываются ИНН, КПП правопреемника и наименование реорганизованной компании. ИНН и КПП последней вносятся в соответствующий новый реквизит титульного листа. Также указывается и форма реорганизации (в закодированном виде). Для этого предусмотрен соответствующий новый реквизит титульного листа.

Декларацию по земельному налогу за 2011 год необходимо подавать по новой форме, ее необходимо представить не позднее 1 февраля 2012 г.

Новые формы заявления о регистрации и карточки регистрации контрольно-кассовой техники

Введены: Приказ ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»

Изменения:

Форма заявления регистрации ККТ

Формой прямо предусмотрена возможность подавать заявление не только при регистрации ККТ, но и при ее перерегистрации или снятии с учета.

На титульном листе формы теперь отражается вид подаваемого документа (заявление о регистрации, перерегистрации или снятии с учета), код основания подачи заявления (регистрация, перерегистрация или снятие техники с учета), а также код причины перерегистрации. Появилось поле, которое заполняется при подаче заявления представителем пользователя ККТ, что не было предусмотрено старой формой.

Первый раздел формы дополнился полем для указания номера версии ККТ (при наличии), серию и учетный номер ее идентификационного знака, заводской номер электронной контрольной ленты (а при перерегистрации или снятии с учета – и ее регистрационный номер), номер и год выпуска средств визуального контроля при ККТ, учетный и индивидуальный номер марки-пломбы и регистрационный номер точки приема платежей.

Необходимо теперь указывать, входит ли ККТ в состав платежного терминала или банкомата, и если входит – его номер и код доступа для входа в режим налогового инспектора.

Более подробно теперь указывается информация о лице, осуществляющем техническую поддержку ККТ.

Второй раздел заявления дополнен полями, которые заполняются справочной информацией (наименование и другие данные организации, предоставившей в аренду помещение для установки банкомата).

Форма карточки регистрации ККТ дополнена новыми строками для отражения сведений о платежном терминале (банкомате), а также о марке-пломбе.

В форму книги учета контрольно-кассовой техники изменения не вносились.

Новые формы вступают в силу с 1 января 2012 г.

Обновленные формы бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Введены: Приказ Минфина России от 05.10.2011 N 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н»

Бухгалтерскую отчетность за 2011 год необходимо составлять по новым формам.

Изменения:

В отчете о движении денежных средств изменены отдельные наименования показателей в соответствии с ПБУ 23/2011 и добавлены некоторые строки.

В некоторых разделах бухгалтерского баланса также уточнены некоторые наименования показателей. Например, в разделе II «Оборотные активы» наименование «Финансовые вложения» заменено на «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)», а наименование «Денежные средства» на «Денежные средства и денежные эквиваленты». В разделах IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства» баланса наименование показателей «Резервы под условные обязательства» и «Резервы предстоящих расходов» соответственно заменены на «Оценочные обязательства».

Изменения вступают в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Изменение стандартных вычетов сотрудников для целей налогообложения НДФЛ

Введен: Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Изменился размер стандартного вычета на ребенка

С 1 января 2011 г. вычет на первого и второго ребенка составляет 1000 руб. (с 1 января 2012 г. – 1400 руб.), на третьего и каждого последующего – 3000 руб. На каждого ребенка-инвалида вычет предоставляется в размере 3000 руб.

В остальном порядок получения стандартного вычета на детей остался прежним.

Таким образом, работодатели должны будут пересчитать базу по НДФЛ с начала 2011 г. в отношении тех работников, у которых трое и более детей или есть дети-инвалиды.

Переплату по заявлению работника можно направить в счет предстоящих платежей по налогу (ноябрь, декабрь) или перечислить на его банковский счет.

Отменен ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб.

С 1 января 2012 г. будет отменен ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб.

Изменения в форме справки 2-НДФЛ

Введены: Приказ ФНС РФ от 06.12.2011 N ММВ-7-3/909@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@»

Изменения:

Налоговый агент должен составлять единую справку о доходах физического лица, а не подавать сведения отдельно по каждой налоговой ставке, как это было установлено ранее. То есть если агент выплачивал физлицу в течение налогового периода доходы, облагаемые по ставкам 13 и 9 процентов, то в справке необходимо заполнять разделы 3 – 5  для ставки 13 процентов, а далее последовательно разделы 3 – 5 для ставки 9 процентов.

Кроме того, определены новые коды доходов (в том числе по операциям РЕПО) и коды вычетов.

Новые формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры

Введены: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

Изменения:

Новые формы незначительно отличаются от ранее применявшихся.

В основном дополнения связаны с новым порядком исправления счетов-фактур: появились строки для указания порядкового номера и даты исправления. Форма корректировочного счета-фактуры отличается от рекомендованной формы еще и расположением указываемых в нем сведений.

Появилась строка для указания наименования валюты. В новой форме счета-фактуры наименование валюты вносится в строку 7, а в корректировочном счете-фактуре – в строку 4. Указывается наименование валюты, которая является единой для всех перечисленных в счете-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также ее цифровой код по Общероссийскому классификатору валют: рублю присвоен код 643, доллару США – 840, евро – 978.

Изменился порядок заполнения строки 2 счета-фактуры «Продавец»: в ней указывается полное или сокращенное наименование продавца.

Порядок нумерации счетов-фактур, выставляемых обособленными подразделениями, а также при реализации в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом должен быть дополнен цифровым индексом обособленного подразделения через разделительную черту. Данный индекс должен быть установлен в приказе об учетной политике.

Счета-фактуры, не соответствующие установленной форме и правилам ее заполнения, не регистрируются в книге покупок

Новый порядок исправления счетов-фактур

Вместо неверно составленного счета-фактуры продавцу необходимо выставлять новый с тем же номером и датой, а в специальной строке 1а указать порядковый номер исправления данного счета-фактуры и дату исправления. При первоначальном оформлении счета-фактуры в данной строке ставится прочерк. Исправленный счет-фактуру подписывает руководитель и главный бухгалтер организации или иные уполномоченные лица. Предприниматель должен указать реквизиты свидетельства о своей госрегистрации.

Некоторые неточности как в обычных, так и в корректировочных счетах-фактурах исправлять не нужно. К ним относятся ошибки, не препятствующие налоговым органам идентифицировать:

- продавца;

- покупателя;

- наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- стоимость;

- налоговую ставку;

- сумму налога, предъявленную покупателю.

Новые формы книги покупок и книги продаж

Новые формы книги покупок и книги продаж отличаются от ранее действовавших наличием трех новых граф:

- номер и дата исправления счета-фактуры продавца;

- номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца;

- номер и дата исправления корректировочного счета-фактуры продавца.

Кроме того, теперь данные книги вместо главного бухгалтера должен подписывать руководитель организации или иное уполномоченное лицо.

Уточнен порядок внесения исправлений в книгу покупок и книгу продаж

При корректировке счетов-фактур оформляются дополнительные листы, только если изменения необходимо внести в книгу покупок и книгу продаж за прошедшие налоговые периоды. Корректировка книги покупок и книги продаж за текущий период производится непосредственно в ней, а не на дополнительном листе. Для этого показатели стоимости и суммы налога аннулируемого счета-фактуры указываются с отрицательными знаками, а в отношении регистрируемого счета-фактуры указываются положительные значения, это правило соблюдается и для заполнения дополнительных листов.

До  1 апреля Минфин разрешает использовать как старые, так и новые формы этих документов, но начиная со второго квартала 2012 будут применяться только измененные формы и новый порядок исправления счетов-фактур.

Новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)

Введено: Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)»

Новое ПБУ определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и в отчетности информации о затратах на освоение природных ресурсов.

ПБУ 24/2011 будут применять организации, осуществляющие затраты на поиск, оценку и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.

Положение устанавливает порядок формирования в бухучете и раскрытия в бухгалтерской отчетности компаний, пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 24/2011) подлежит применению, начиная с отчетности 2012 года.

Если Вы хотите обсудить статью, пишите на адрес rasmagina@cor-tec.ru